История пионерской организации школы
История пионерской организации нашей школы берет свое начало, можно сказать, с момента открытия школы. Наша школа была открыта 1 ноября 1955 года. В первое время пионеров было не много, но постепенно ряды пионерской организации пополнялись.
Мы встретились с одним из старейших учителей нашей школы. Валентиной Николаевной Прохиной. В.Н.Прохина пришла работать в школу 16.08.1956 года учителем иностранного языка. Очень много интересного Валентина Николаевна рассказала нам о пионерском движении в 60-е годы. Мы узнали, что в 1957 году было утверждено новое торжественное обещание пионеров: «Я, юный пионер Советского союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». В 1958 году пионеры делились на три ступени. Каждой ступени соответствовал свой пионерский значок с добавлением цифры, соответствующей ступени. Позже, в 1964 году пионерский значок поменял свою форму: пятиконечная звездочка, в центре которой барельеф портрета Ленина, внизу на ленточке была надпись «Будь готов!», а вверху — 3-х языковое пламя пионерского костра. Особенно ребята с особым волнением ждали дня принятия в пионеры. Это был настоящий торжественный праздник. Выносили пионерское знамя дружины, на лицевой стороне которого был пионерский значок и пионерский девиз: «Пионер! К борьбе за дело Коммунистической партии Советского союза будь готов!» Ребятам, принятым в пионеры подвязывали красный галстук — символ красного знамени. На все пионерские линейки и сборы Знамя дружины выносили под сигналы горна и дробь барабана. У пионеров был свой Гимн, своя пионерская песня «Взвейтесь кострами» А.Жарова, написанная в 1923 году.
Сергей Тюленин, Герой Советского Союза.
Пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза Сергея Тюленина. Каждый пионер школы знал имя Героя-комсомольца — Сергея Тюленина. Классы школы были отрядами и носили не только имя героя, но имели свой девиз, речевку — необходимые атрибуты пионерской жизни. Наиболее достойного ученика на совете пионерского отряда выбирали председателем отряда.
В пионерской дружине отряды носили имена пионеров-героев и комсомольцев-героев. Старшая пионервожатая школы с 1971 по 1975 год Кочнева (Свистунова) Антонина Петровна рассказала, что в школе были отряды: отряд имени Лизы Чайкиной, отряд имени Вали Портновой, отряд имени Олега Кошевого, отряд имени Любови Шевцовой. В 1970 — 1980 годы были отряды, носившие имена своих касимовских героев: Валентина Агафонова, Алексея Петропавлова, Петра Игашова.
Имя отряду, как рассказала нам А.П.Кочнева, присваивалось не просто так, его нужно было заслужить, поэтому проводилась большая работа.
Так Наталья Юрьевна Арапова (Вьюгина) ныне учитель изобразительного искусства и черчения нашей школы, в 1978 году член редколлегии отряда имени Петра Игашова — Арапова Наташа вспоминает: «В начале учебного года в 4-м классе, когда каждому пионерскому отряду должны были присвоить имя героев, наш классный руководитель Земскова Нина Ивановна рассказала нам о героическом подвиге нашего земляка-летчика Петра Степановича Игашова. Петр Степанович Игашов - капитан экипажа бомбардировщика - в одном воздушном бою 30 июня 1941 года совершил два тарана — воздушный и наземный. Чтобы больше узнать о Петре Игашове, наш класс начал поисковую работу — мы собирали материал в городской библиотеке, читали рассказы о подвиге П.Игашова, начали оформлять альбом, выпустили стенгазету, но самой запоминающей была поездка на родину Петра Игашова в село Бетино Касимовского района, организованная Ниной Ивановной. За большую проделанную работу наш отряд стал носить имя Петра Игашова. Только в 1995 году П.С.Игашову первому из рязанцев было присвоено звание Героя России.»
Пионерами руководили их старшие товарищи — старшие пионерские вожатые. Из «Летописи школ» мы узнали, что первой старшей пионервожатой школы была Муратова Лидия Васильевна.
Шагают мальчишки с отрядом,
А ветер их волосы рвет,
Командуя взглядом, с ребятами рядом
Их старший вожатый идет.
Эти слова точно характеризуют одного из первых старших пионерских вожатых нашей школы с 1959 по 1964 год — Н.С.Грачева.
Н.С.Грачев, старший вожатый школы с 1959 по 1964гг.
В 1959 году на работу в школу после окончания 7 классов пришел энергичный молодой человек — Грачев Николай Степанович. Все, кто рассказывал нам о Николае Степановиче Грачеве, отзываются о нем как о веселом, жизнерадостном человеке, готовом в любую минуту прийти на помощь. В.Н.Прохина сразу же нам сказала: «Николай Степанович стоял у истоков образования пионерской организации нашей школы! Молодой вожатый сразу же понравился ребятам. А какую работу он проводил!». И посоветовала обязательно с ним поговорить.
В.Н.Прохина в своем рассказе отметила очень добрые отношения между учителями и учениками, ребята уважительно относились к учителям и очень любили свою школу. Ученики и учителя ни в чем не уступали друг другу.
Из воспоминаний В.Н.Прохиной: «Однажды между Марютиной Евдокией Георгиевной и Араповым Сашей завязался спор: кто кого перетанцует? Борьба была очень упорной, но выиграло старшее поколение». В.Н.Прохина рассказывала, ребята были активны, успевали и хорошо учиться и участвовать в пионерской и общественной жизни школы. Так из воспоминаний учителей — ветеранов, работавших в 1960 — 1970гг. , мы узнали, что именно в нашей школе была всегда лучшая самодеятельность. Для выступления в городском ДК школе №4 выделяли целый день. Зал был всегда полный. Когда старшие пионеры пели песню «Вы служите, мы вас подождем» зрители плакали. К таким концертам всегда готовились долго и основательно. Каждый класс готовил по 10 — 15 номеров. Танцы ставили сами ребята, особенно популярностью пользовалась «Летка-енка». В то время в нашей школе был свой оркестр, а руководил им ученик Арапов Саша, а аккомпанировал - ученик Артемов Володя, позже — учитель музыки нашей школы Владимир Васильевич Артемов. Мы попытались разыскать Арапова Сашу (от его родственников, проживающих в г.Касимове, мы узнали, что он живет в г.Москве, но в данный момент ответа на письмо не получили).
Людмила Ивановна Калинина — выпускница школы рассказывает: «Грачев Николай Степанович пришел к нам в школу пионервожатым, когда мы учились в 7-м классе. Это был молодой, красивый юноша, который мечтал поступить в театральное училище. С его приходом в школу жизнь закипела: это концерты художественной самодеятельности на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах; это областные слеты туристов.
А какие смотры художественной самодеятельности! Это были целые представления: сюиты, танцы, песни, стихи. Вокальную группу девочек 4-ой школы знали не только в городе, но и в районе и в области. Была и вокальная группа мальчиков. А организатором и заводилой был Николай Степанович».
Из «Летописи школы» узнаем, что «тогда он был просто Колей, которого все очень любили. Он мог завести самого тихого человека. Проработав в школе три года,он ушел в армию. Провожать вожатого ходили почти всей школой. Особенно много было девчонок, и когда он уехал, еще долго стояли у торговых ларьков — никак не могли разойтись, все вспоминали интересные случаи». Служба Николая Степановича прошла быстро и вновь он вернулся в школу. «Несмотря на то, что он имел большой успех у всех: от мала до велика, требовались знания и Николай Степанович поступает в Рязанский педагогический институт. До 1967 года был вожатым».
Нам удалось встретиться с Николаем Степановичем Грачевым. Мы попросили его рассказать как он попал работать именно в нашу школу. Н.С.Грачев рассказал, что когда переехал в Касимов, то стал заниматься в народном театре (режиссер был Заслуженный деятель искусств — Орлов). «Мы даже на Кремлевской сцене выступали!» Среди касимовских артистов был директор школы №4 — Анатолий Владимирович Приклонский. «Представляете, - рассказывает Николай Степанович, - он директор школы №4, а я — тогда семнадцатилетним парнишкой был. Вот как-то А.В.Приклонский и говорит мне: «Знаешь, что, Колюня, приходи-ка ко мне в школу пионервожатым работать. Сначала я испугался. Думал что у меня ничего не получиться. Даже сперва отказался, но А.В.Приклонский мне хороший урок тогда преподал: - «Ты сначала попробуй, а не получится — я сам тебя выгоню».
И Николай Степанович попробовал работать с детьми. Нашей школе просто повезло с таким пионервожатым!
Николай Степанович вспоминает те годы работы пионервожатым, как праздник. Из его рассказа мы узнали, что его даже в «Артек» на работу звали. Только не получилось — подошло время служить в армии. Да и возвращение в школу Николая Степановича не обошлось без интересной истории. Демобилизоваться ему надо было в ноябре, а уже 25 августа Николай Степанович сидел на педсовете в школе №4. оказалось, что директор школы А.Приклонский написал письмо-прошение генералу в часть, где служил Николай Степанович, чтобы его отпустили к началу учебного года.
Пионерская дружина школы №4 всегда была правофланговой. В заметке из газеты «Мещерская новь» №78 от 21 мая 1966 года читаем: «19 мая на площади Ленина состоялся слет пионеров школ и детских домов г.Касимова, посвященный дню рождения всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.
Были подведены итоги работы по проведению смотра «Сияйте ленинские звезды». Лучшей дружиной признана дружина им. Сергея Тюленина четвертой средней школы. За хорошую работу Почетными грамотами ГК ВЛКСМ награждены старший пионерский вожатый четвертой школы Н.Грачев, старшая пионерская вожатая школы №2 Н.Фрольцова».
За отличную работу с пионерами Николай Степанович был награжден значком «Лучший пионерский вожатый страны» (удостоверение №49). Тогда это была очень значимая награда — всесоюзная. Сам Николай Степанович считает этот значок самой дорогой своей наградой.
В это время Людмила Ивановна Калинина, а тогда — пионерка Кузяева Люся состояла в совете Дружины. Если пионерский отряд возглавлял совет отряда, то дружину — совет дружины во главе с председателем, которого выбирали сами ребята на общем собрании.
Людмила Ивановна рассказала нам, что у каждого отряда был свой флаг, а у дружины — красное знамя. На торжественные собрания, праздники, сборы под звуки горна и барабанов выносили красное знамя. Знаменосца и его ассистентов выбирали из лучших учеников школы. В школе был свой отряд горнистов и барабанщиков. Когда выносили знамя, все пионеры стояли по стойке «смирно» и отдавали салют. На первом этаже школы была пионерская комната. В ней собирался совет дружины, хранились пионерские атрибуты, проводилась пионерская работа — военно-патриотическая, тимуровская, культурно-массовая, учебная и трудовая, велась интернациональная деятельность. У каждого пионерского отряда были свои вожатые — комсомольцы ученики старших классов.
В школе постоянно проводились соревнования между отрядами.
Читаем заметку из дневника пионерской дружины им.Сергея Тюленина:
« ЧЕЙ ОТРЯД ЛУЧШЕ?
Этот вопрос волновал всех, кто присутствовал на Совете Дружины 17 мая. На этом Совете Дружины подводились итоги Всесоюзного соревнования на лучший пионерский отряд нашей Дружины. Все сидели притихшие, ожидая словно какого-то удара.
Отчитывались о проделанной работе председатели. Чувствуя,что и председатели и звеньевые хорошо потрудились, чтобы вывести отряд в передовые. Но вот наконец после большого спора решили, что лучшими отрядами в Дружине стали отряды имени Павла Поповича, Лизы Чайкиной и Володи Дубинина. Но и остальные не пали духом. Они заверили себя, что в следующем учебном году они будут работать гораздо лучше.
Больших успехов вам, ребята, в новом учебном году!
Председатель Совета Дружины Кузяева Люда.
1962г.»
Из «Летописи школы» мы узнаем, что Люся Кузяева была активисткой и участвовала во всех смотрах художественной самодеятельности, что подтверждают старые школьные фотографии. За хорошую учебу и активную пионерскую работу она была награждена поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
В дневнике дружины им.Сергея Тюленина читаем запись самой Люси Кузяевой: «Мне выпало большое счастье — поездка в «Артек». Я попала в 3-ю смену. Эта смена была была международная, и в «Артек» съехались пионеры Гвинеи и Грузии, Украины и Чехословакии, два маленьких принца из Камбоджии. Мы со всеми очень подружились, много рассказывали о советской пионерии. Первый день был открытие слета. В следующие дни проходили соревнования по плаванию,прыжкам и бегу. Ребят, занявших первые места, награждали заслуженные мастера спорта. В День памяти героев в «Артеке» открыли памятник «Неизвестному матросу». В День памятных знамен мы увидели знамя, спасенное Костей Кравчуком. Слет прошел очень интересно и дал нам много нового». Так рассказывала Кузяева Люся о II-ом Всесоюзном слете пионеров в «Артеке». Позже, после окончания института Кузяева Люся — пришла в свою родную школу учителем иностранного языка. О Людмиле Ивановне можно много рассказать — пятнадцать лет (с 1990 по 2005 год) она проработала директором школы №4.
В 1960 — 1962 году была объявлена пионерская двухлетка под девизом «Пионеры — Родине». В это время между отрядами и дружинами возникли соревнования по сбору металлолома. На собранные от металлолома деньги в школу покупались учебники, шились театральные костюмы, а также выделялись деньги на поездки.
Из Дневника пионерской Дружины имени Сергея Тюленина: «С сентябрь по ноябрь 1961 года у нас в дружине был объявлен сбор металлолома. Сначала у нас собирали ученики 4-х классов. Очень хорошо они поработали, так как уже чистый вес был 1т 700кг. Ученики 4а класса собрали 900кг, а 4б класса — 800кг. Затем начали собирать ученики 5, 6, 7 классов и так далее. Эти ученики собирали металлолом тоже не плохо, но у пионеров 4-х классов было больше рабочего огонька, чем у учеников старших классов. Всего в дружине собрали металлолома — 7т 405кг. Давайте, ребята, еще примемся и до конца года соберем 12т металлолома!»
Операция по сбору металлолома развернулась широко — до конца 80-х годов. За собранный металлолом и макулатуру ребята получали деньги, на которые со своими старшими пионервожатыми и классными руководителями совершали экскурсионные поездки по городам-Героям — Москве, Киеву, Волгограду, Новороссийску.
«Нам, учащимся 6 «А» класса надолго запомнится поездка в Волгоград, город, который близок и дорог сердцу каждого советского человека. А посчастливилось увидеть этот город на Волге и поклониться его священной земле в дни осенних каникул. Мы побывали в музее обороны Сталинграда, на острове Людникова, Мамаевом кургане. Посетили зал воинской славы, площадь Героев, познакомились и с другими достопримечательностями Волгограда. В дни празднования 66-й годовщины Великого Октября возложили и отдали дань глубокого уважения героям-сталинградцам», - так написала Лариса Аксенова — председатель совета отряда в своей заметке в газету «Мещерская новь» (от 30 ноября 1983 года).
Валентина Николаевна Прохина, в 1993 году — организатор по воспитательной работе в нашей школе отметила: «Наш школьный педагогический коллектив большое внимание уделял на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. В то время в нашей школе был оформлен зал Боевой славы. Постоянно проводились соревнования между классами за право побывать в городе - Герое Волгограде. Ведь каждая экскурсия для ребят имела большую воспитательную цель — они больше узнавали об истории нашей Родины». Валентина Николаевна подарила нашему музею фотографии одной из самых первых поездок в г.Волгоград и г.Керчь в 1970 году, и две книги - «Керчь» Б.Случанско-Поплавского и «Солдаты подземелья» Николая Ефремова с дарственной надписью: «Дорогим и милым пионерам 7«А» класса от Марии Александровны Ильиной. Встреча с вами останется на многие годы. Будьте здоровы, учитесь хорошо. М.А.Ильина. 1970г. Июнь г.Керчь».
В.Н.Прохина рассказала нам и о той поездке в г.Керчь. Ребята из 7»А» класса нашей школы, носящего имя Героя Советского Союза — нашего земляка — касимовца Александра Александровича Никитина, узнали, что его сестра приехала в Касимов. Они встретились с ней, много узнали о ее брате, его семье. Мария Александровна пригласила ребят в Керчь. Ребята настолько загорелись этой идеей. Целый год они собирали макулатуру и металлолом, и каждый месяц в фонд класса вносили небольшие суммы. К концу учебного года набрали нужную сумму. Взяли путевку на неделю. С ними поехал Валентина Николаевна Прохина и Глеб Иванович Жильцов - учитель физики. С самого начала, с дороги в поезде, пионеры вели дневник — отчет о поездке. С утра мы были на экскурсиях, а с обеда шли на пляж к морю. Жили в интернате.
Из рассказа В.Н.Прохиной: «Вспоминаю, что очень тяжелым впечатлением на меня и на ребят легла экскурсия в каменоломни. Керчь два раза переходила из рук фашистов к нашим войскам. Когда фашисты заняли полуостров и наши солдатам вместе с местным населением пришлось уйти в каменоломни из ракушечника в горе. Каменоломни, лабиринты которых уходили глубоко под землю, хранят тайны страшного фашистского злодеяния». (В книге «Солдаты подземелья» Николай Ефремов рассказывает о героической обороне Аджимушканских каменоломен в мае 1942 года).
Одной из самых впечатляющих для пионеров нашей школы стала поездка в город молодогвардейцев — Краснодон в июне 1971 года.
В архиве школьного музея есть старый выпуск газеты «Мещерская новь» №26 (7980) от 15 февраля 1972 года. В статье «По следам «Молодой гвардии», написанной Н.С.Грачевым — организатором воспитательной работы средней школы №4, читаем: «У многих есть среди юных героев один особенно любимый и близкий. Вот таким для учащихся нашей школы стал Герой Советского Союза Сергей Тюленин. Его имя вот уже семнадцатый год носит наша пионерская дружина. Ровно столько мы мечтали побывать на родине Сергея и его товарищей.
И вот десять лучших тюленицев, притихших и взволнованных предстоящей встречей, смотрят в окна поезда...».
Н.С.Грачев подробно рассказал нам о той поездке в город Краснодон. Пионеры-тюленинцы побывали в школе, в которой учился Сергей Тюленин. Эта школа — школа №4 была тоже двухэтажная, как и наша школа. Она носила в то время имя Сергея Тюленина. У входа школы мемориальная доска с надписью: «Здесь учились участники «Молодой гвардии» Герои Советского Союза Сергей Тюленин и Любовь Шевцова». Рядом со школой стоит бюст Сергея Тюленина — юноши с высоко поднятой головой.
Рассказ Николая Степановича трогает нас до глубины души. Мы как будто вместе с ним и с пионерами побывали у памятника Сергею Тюленину: «Здравствуй, Сережа!» - мысленно произносит каждый из нас. С волнением открываем дверь школы и слушаем взволнованные рассказы преподавателей о Сереже. Мы прощаемся с учителями, комсомольцами и дарим им на память цветы, сувениры и перед торжественным строем принимаем в почетные пионеры Героя Советского Союза Сергея Тюленина. На галстуке, который повязала на его бюст Наташа Потапова, написано: «Орлу Краснодона от пионеров-тюленинцев города Касимова Рязанской области. 16 июня 1971 года».
Нам захотелось найти тех пионеров, кто принимал участие в поездке в Краснодон в 1971 году. Нам сразу повезло. От учителя ОБЖ Матвеева Виталия Ивановича, который пришел работать в нашу школу 15 августа 1971 года, мы узнали, что это он печатал фотографии этой поездки. Виталий Иванович нам подсказал, что фотография, где Наташа Потапова подвязывает галстук на бюст Сергея Тюленина была в архиве школьного музея. Мы нашли эту фотографию в одном из школьных фотоальбомов. Но самое интересное, что Виталий Иванович рассказал нам, что хорошо помнит эту пионерку и что даже знает где она живет. По словам В.И.Матвеева, Наташа Потапова вспоминала и рассказывала, что в ее жизни так сложилось, что это была ее единственная поездка из нашего города.
Мы решили встретиться с Потаповой Наташей, сейчас Потапова — Авдонина Н.С. проживает в Касимове на улице Терешковой.
Из воспоминаний Н.С.Потаповой (Авдониной): «В Совете дружины очень серьезно подошли к вопросу выбора тех пионеров, кто поедет в Краснодон. Когда я узнала, что попала в число десяти ребят, я была очень счастлива и горда. Это была большая честь для меня. В то время мы очень много знали о героях-молодогвардейцах, в школе проходили линейки, посвященные памяти молодогвардейцев, смотрели фильм, читали книги. А побывать в Краснодоне хотелось каждому пионеру. Поездку я очень хорошо запомнила. Мы были в школе, где учились молодогвардейцы. Были на месте казни героических подпольщиков. На улице стоял июль, было тепло, но нам казалось что мы вместе с Сергеем Тюлениным в том морозном январе. Казалось, что сердце остановиться, когда мы читали надписи на стенах подвальных помещений г.Ровенки, где провели свои последние дни Олег Кошевой, Любовь Шевцова — они были расстреляны гитлеровцами. Память о той поездке осталась у меня на всю жизнь. Это нельзя забыть».
В школьном музее хранятся фотографии поездки в Краснодон в 1971 году.
Н.С.Грачев проработал пионервожатым в школе до 1968 года, в 1968 году он был назначен организатором воспитательной работы средней школы №4. А на его место пришла молоденькая пионервожатая Ольхова Любовь Ивановна.
Из воспоминаний старшей пионервожатой школы №4 (1968 — 1969г.) Ольховой (Жиряковой) Любови Ивановны: «В 1968 году после окончания Касимовского педагогического училища я была направлена горкомом комсомола на работу в школу №4 старшей пионерской вожатой.
Хотя и прошло уже более 40 лет, я хорошо помню это время, потому что организатором по внеклассной работе и педагогом-наставником моим был Грачев Н.С. Жизнь после уроков в школе кипела: работали кружки, секции, клуб «Выходного дня». Каждое воскресенье мы вместе с Николаем Степановичем и активом старшеклассников организовывали занятия по интересам: он вел театральный кружок, ребята — спортивные, авиамодельный, шахматный, а моя задача заключалась в том, чтобы показать на киноаппарате «Украина» какой-нибудь художественный фильм. Ребят собиралось много.
Как вожатая, я готовила пионерские линейки, сборы дружины, помогала совету дружины выпускать газеты.
Когда объявлялся месячник по сбору металлолома и макулатуры, школа бурлила. Макулатуру приходилось взвешивать на весах каждый кг и складывать в сарай, а металлолом определяли на глаз. Ежедневно подводились итоги.
На всех отрядных сборах я обязательно присутствовала, принимала рапорт председателя совета отряда, включалась в работу.
Зимой на стадионе проходили соревнования по хоккею между классами. Чтобы между мальчишками не было никаких конфликтов, я судила их встречи, мало что в этом понимая. В своей шубке сидела на барьере и вела счет. Однажды было уж очень морозно, когда игра закончилась, ребята сознались, что из-за низкой температуры объявили не учебный день. Они-то, конечно, не замерзли.
Николай Степанович со своими комсомольцами, как водоворот, вовлекал меня во все школьные дела. Минуты свободной не было. Вспоминаю осенний поход на велосипедах за реку за шиповников, летний поход со старшеклассниками на Старицу.
С особой гордостью я носила пионерский галстук, почти не снимала его. Как-то даже на Советскую в нем пошла, но поняла, что повязывать его нужно только в школе, атак хотелось похвалиться, что я вожатая одной из самых лучших школ города. Четвертая школа тогда гремела.
Пионервожатой я работала один год (1968 — 1969). Это был год становления моей трудовой педагогической деятельности.
В 1969 году я была награждена Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина знаком «За активную работу с пионерами».
Нам удалось почти полностью по годам установить фамилии всех тех, кто работал в нашей школе пионервожатыми. Пять лет старшей пионервожатой проработала Кочнева (Свистунова) Антонина Петровна — с 1971 по 1975гг.
А.П.Кочнева рассказала нам о работе пионервожатой и о работе школьного Совета дружины: «Вместе с пионерскими отрядами мы составляли план работы. К его составлению привлекались и председатели пионерских отрядов, их вожатые — комсомольцы, классные руководители. В основном проводилась работа в дружине и по отрядам. Большую работу проводили с отстающими учащимися. С неблагополучными учениками (а таких было очень мало) проводили беседы, воспитательную работу. Посещали дома наших учеников с целью обследования, в каких условиях живут пионеры и учащиеся, беседовали с родителями. Старались оказать помощь заболевшим ученикам — к ним закреплялись сильные учащиеся, они помогали им не отставать от учебной программы.
Большую работу проводили по оказанию помощи престарелым людям и ветеранам войны. Эта работа называлась — Тимуровская. Помогали по хозяйству — носили воду, кололи дрова, зимой сбрасывали снег с крыш, расчищали дорожки. Эту работу выполняли мальчишки, а девочки помогали гладить, готовить, в магазин сходить. Весной активно занимались санитарным состоянием наших улиц — убирали накопившейся за зиму мусор. Пионеры участвовали везде и всюду. Совет дружины, по классам организовывал сбор макулатуры и металлолома. По результатам проводили пионерские сборы. Подводили итоги, кто больше участвовал и больше собрал. Особенно пионеры любили участвовать в спортивных соревнованиях. Всем нравились соревнования «Папа, мама, я», в которых участвовали родители. Интересными были смотры художественной самодеятельности. С лучшими номерами ходили на предприятия и фабрики города. К празднику Победы устраивали встречи с ветеранами войны и труда, где чествовали своих ветеранов, и вся школа знала их. Мы также устраивали встречи с начальниками городских предприятий, приглашали их на сборы отрядов, дружины. Очень часто бывали на экскурсиях на заводах и фабриках города. Интересными были смотры песни и строя. Каждый отряд представлял какой-то род войск. Если отряд назывался «моряки», то пели песню про моряков, «танкисты» - свою и т.д. На такие смотры приглашали ветеранов войны и людей, пришедших их армии. Очень хорошо была налажена работа с младшими классами. Пионеры были прикреплены за каждым классом, октябрятским отрядом. Они занимались с младшими — готовили к каким либо соревнованиям, проводили игры, помогали готовиться к приему в октябрята или пионеры. Особенно интересной — веселой, шумной была подготовка к Новогодней елке. В проведении Новогодней елки был задействован и Совет дружины, советы отрядов, которые готовили Дедов Морозов, Снегурочек, клоунов и т.д. Для праздничного представления. Новогодний праздник обязательно был костюмирован. Проходил конкурс на лучший костюм. Костюмы шили и сами, и помогали родители. Каждую неделю, я как старшая пионервожатая отчитывалась о проделанной работе в Горкоме Комсомола».
Рассматривая фотографии школьных альбомов, мы действительно убедили